Привыкание большинства детей к учреждению дошкольного образования протекает достаточно болезненно. Лишь единицы быстро и беспроблемно входят в новую среду, принимают незнакомые условия и требования.
Трудности обусловлены прежде всего тем, что в этот момент происходит серьезная перестройка всех отношений малыша с людьми, ломка привычных норм жизни. В семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей, чаще всего членами семьи. Приход в дошкольное учреждение означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди многих других детей.
Вы решили отдать своего ребёнка в детский садик или ясли? Но вот вопрос — как он сам воспримет то, что мама, которая раньше постоянно была рядом, теперь будет появляться только вечером, а вместо неё целый день придётся быть с воспитателем и ещё десятком других ребятишек, каждый из которых претендует на её внимание? Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря, такое?
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребёнок привыкает по-своему.
Однако, можно ОТМЕТИТЬ НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребёнка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребёнок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и её исчезновение вызывает бурный протест ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затруднённой адаптации ребёнка к яслям.
Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребёнок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребёнок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребёнок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребёнок может не испытывать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребёнка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течении 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребёнком не всё в порядке и нужно обратиться к специалисту.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
в яслях — 7-10 дней, в детском саду в 3 года — 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц. Конечно, каждый ребёнок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребёнка, то начинает его ещё больше подстёгивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребёнок ещё больше затормаживается, становится ещё более вялым, безучастным.
Если вы заметили, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребёнку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьёзным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношение со сверстниками.
Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, потому не могут быть принятыми в группе.
Как помочь ребенку на этапе адаптации?
1. Создать дома спокойный, бесконфликтный климат. Уменьшить нагрузку на нервную систему – на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Сократить просмотр телевизионных передач.
2. Запастись терпением, не реагировать на дерзкие выходки и не наказывать за капризы.
3. Поиграть с ребенком домашними игрушками в детский сад, пусть одна из игрушек будет самим ребенком. Понаблюдать, что делает эта игрушка, что говорит, помочь вместе с ребенком найти ей друзей и решить проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты. По выходным хорошо играть в самодельную напольную игру «Дорога от дома к детскому саду». Играя малыш не отвыкает от сада, и понедельник не будет казаться ему ужасным днем.
4. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду.
5. Не совершать ошибки и не делать перерывов в посещении дошкольного учреждения – неделя, проведенная дома, не только не поможет малышу адаптироваться, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
6. Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстраховаться и придти раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
7. Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии ребенка. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям.
Что можно порекомендовать?
Если ребёнок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет — девочку и 3,5 лет — мальчика.
Если ребёнок — единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать
интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребёнка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребёнка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует
побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребёнок чувствует себя скованно, напряжённо, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
И каким бы ни был хорошим детский сад, не допускать непоправимую ошибку – не считать, что он заменяет семью.